<<
>>

Шесть мифов о капитализме

Анализ мировой экономики за последние 30 лет доказывает, что развивались быстрее, имели лучшую систему социальной защиты и более чистую природу те страны, которые: 1) предоставляли своим гражданам право личного выбора в экономике и политике; 2) допускали рыночное саморегулирование; 3) гарантировали свободу входа на рынок и конкуренции на нем; 4) защищали жизнь и имущество граждан.

Американский институт Катона и канадский институт Фрейзера развенчивают целый ряд мифов о сути капитализма[3], т. е. той экономической модели, которая резко увеличивает вероятность экономического чуда. Миф первый: капитализм порождает безработицу. Как показывает анализ реальной жизни, данное теоретическое предположение неверно. В экономически несвободных странах безработица выше. Конечно, социальным инженерам и политикам хотелось бы иметь общество полной занятости. Они рассуждают так: «Дайте нам бюджетные деньги, право регулировать рынок труда, уровень зарплаты и социальных налогов - и безработица станет историей». Сотни стран десятилетиями пробовали реализовать данный рецепт. Результат оказывался прямо противоположным. Чем жестче было регулирование рынка труда, тем выше была безработица. Здесь мы не говорим о тоталитарных и авторитарных обществах, в которых используются совершенно иные инструменты мотивации к труду и иные методики оценки ее результатов.

Беларусь не должна слушать экономистов-утопистов, которые продолжают верить в общество полной занятости. Безработица не результат действий жадных бизнесменов или нечестных предпринимателей. Это оценка потребителями инвестиционных планов бизнеса и качества его работы. Все мы совершаем ошибки. Страна, которая позволяет людям быстро корректировать инвестиционные ошибки, т. е. способствует перетоку рабочих из одной сферы в другую, из одного места в другое, имеет минимальную безработицу. А это одна из характеристик экономического чуда.

Миф второй: капитализм ведет к имущественному расслоению общества. Снова обратимся к фактам. Доля дохода самых бедных 10% населения в 25% самых несвободных стран мира составила 2,2% от совокупного дохода страны, а в 25% самых капиталистических стран - 2,5%. Скептики могут возразить: «Это все равно копейки. Все равно богатые забирают львиную долю богатства». Мы можем сокрушаться по поводу несовершенства вселенной и природы человека, серчать на выбор потребителя и даже пытаться заставить людей покупать низкокачественные продукты по завышенным ценам. Многие страны активно занимались этим. В результате получались острый товарный дефицит, коррупция, кумовство и резкое падение уровня жизни.

Жаловаться на неравенство доходов - то же самое, что жаловаться на Бога, что он создал людей с неравными способностями, потребностями и возможностями. Вмешательство государства в формирование доходов не делает общество более справедливыми. Оно лишь позволяет узкой группе номенклатуры получать доходы за счет других. Отметим, что в группе 10% самых бедных доход на душу населения в капиталистических странах в 8,1 раза выше, чем в несвободных. Да, мы сожалеем, что в обществе есть бедные, но самый лучший способ помочь им - не давать дотации и не регулировать доходы богатых и бизнеса, а развивать систему обучения, создавать адекватную систему стимулов, поддерживать динамичный рынок труда и укреплять гражданское общество.

Миф третий: капитализм уничтожает природу и нашу планету.

Кому приятны грязные реки и озера, замусоренные леса и загазованный воздух? Политики так полюбили эксплуатировать тему экологии, что напрочь забыли о своей собственной разрушительной деятельности. Авторы Доклада об экономической свободе в мире сопоставили страны по индексу экономической свободы с индикатором защиты окружающей среды Pilot 2006 Environmental Performance index. Получилась четкая зависимость: у 25% экономически самых несвободных стран этот индекс составляет 57,5 п., а в 25% самых капиталистических - 80,7 п.

Это значит, что капитализм защищает природу и экологический баланс лучше, чем любые формы интервенционизма. Мы можем сокрушаться, что все равно

воздух сейчас грязнее, чем в XIX в., что от химии никуда не спрятаться, что водоемы стали помойками. При этом каждому из нас следовало бы ответить на один простой вопрос: а хотели бы вы жить с такими же потребительскими товарами и услугами, как в XIX в.? Без консервантов, фруктов и овощей круглый год, без современных лекарств, автомобилей, одежды, бытовой техники, пластиковой тары, батареек и тысячи других вещей.

Жизнь, которую мы сами сегодня выбираем, имеет определенные издержки. Это факт. Реальная жизнь убедительно демонстрирует, что при помощи социалистических мер (национализация, налоги, запреты или жесткие ограничения на производство) экологические проблемы не исчезают, а усугубляются. Конечно, загрязнители воздуха, воды и земли заслуживают всеобщего осуждения и наказания, но оно должно осуществляться через суд, при условии возмещения ущерба, нанесенного правам собственности и здоровью граждан. Для этого нужны не политические спекуляции и экологически корректные слоганы, а четко определенные права частной собственности и независимый суд. Именно такими институтами славится капитализм, общество политической и экономической свободы. Это фундамент экономического чуда.

Миф четвертый: при капитализме богатые порабощают бедных, лишают их политических свобод и гражданских прав. С этим абсурдным тезисом утопистов и марксистов до сих пор продолжает жить и работать большинство политиков и даже обыкновенных людей. В реальной жизни получается с точностью до наоборот. Индекс политических прав и гражданских свобод от Freedom House показывает, что в капиталистических странах монополизация политической жизни одной группой даже самых богатых людей, контроль над СМИ и разными видами гражданской деятельности практически невозможны. А вот в странах, правительства которых якобы защищают людей от эксплуатации богатых и от неурядиц жизни, вероятность создания жестких олигархических и авторитарных режимов, которые не допускают на рынок предпринимателей, а во власть - оппозицию, значительно выше. Т. е. в экономически несвободных странах пролетарии и крестьяне эксплуатируются гораздо жестче и циничнее. Они в меньшей степени чувствуют себя в безопасности и не уверены в своем экономическом будущем. Это не значит, что на Западе в политике все честно, чинно и по совести. Совсем нет. Однако попытки разрушить политические и экономические свободы не решают, а усугубляют проблемы.

Миф пятый: капитализм порождает коррупцию. Опять же, мнение обыкновенных граждан по восприятию коррупции, объем «серой» экономики и взяток убедительно доказывают, что в условиях капитализма

этой самой коррупции, взяточничества, «черного» рынка и кумовства гораздо меньше, чем в странах, где политики из поколения в поколение выигрывают выборы под лозунгами борьбы с коррупцией. Таким образом, не капитализм порождает коррупцию, а политики, декларирующие защиту бедных, слабых и обездоленных при помощи денег налогоплательщиков и ограничения прав собственности. Законами и указами природу человека не изменить. В любом обществе есть воры, мошенники, убийцы и насильники. На протяжении последних 3 тыс. лет государственное насилие еще ни разу не сумело от них избавиться. Не получится это и у белорусских, российских, польских или французских властей.

Миф шестой: капитализм убивает культуры бедных и развивающихся стран, эксплуатирует и порабощает их Именно этот тезис взяли на вооружение современные антиглобалисты. Если мы хотим разобраться в проблеме, то нужно опираться не на эмоции за кружкой пива, а на анализ реальных тенденций и явлений. Институт Катона проанализировал корреляцию между индексом экономической свободы и индексом глобализации от авторитетного Сamegy Endowment for International Peace (Kearney Foreign Policy Globalization Index). Этот показатель отражает: а) экономические связи страны (торговля и прямые иностранные инвестиции); б) ее технологическую интеграцию; в) личные связи граждан (туризм, международные путешествия и культурный обмен, интенсивность международных телефонных звонков и интернет-коммуникации, объем заграничных денежных переводов); г) вовлеченность в международную политику (членство в международных организациях, финансовые взносы в ООН, участие в операциях по поддержанию мира, ратификация международных договоров). Анализ показывает, что капитализм защищает национальную идентичность, способствует интеграции в мировое сообщество и реализует принцип политического и экономического суверенитета гораздо эффективнее, чем в странах, которые создают у себя Левиафана.

Экономическая свобода - источник экономического чуда

Показатель

25% самых экономически несвободных стран

2-я группа 25%

3-я группа 25%

25% самых экономически свободных стран

1. Доход на душу населения по ппс USD 2005, в постоянных USD 2000

3305

6103

10773

26013

2. Реальный экономический рост ВВП на душу населения, 1990 - 2005

0,4

2

1,8

2,3

3. Прямые иностранные инвестиции, нетто, % ВВП, 2005

3,7

2,6

4,0

15

4. Экономическая свобода и доля дохода самых бедных 0% населения,

1995- 2005, %

2,2

2,4

2,3

2,5

5. Экономическая свобода и годовой уровень дохода самых бедных 10% населения, 19952005, в USD

905

1546

2656

7334

Показатель

25% самых экономически несвободных стран

2-я группа 25%

3-я группа 25%

25% самых экономически свободных стран

6. Продолжительность жизни при рождении, лет, 2005

56,7

64,8

69,9

78,7

7. Детская смертность, на 1000 новорожденных, 2005

69,6

42,1

22,3

5,9

8. Случаи туберкулеза, на 100 тыс. населения

217,9

158,4

122

21,1

9. Число пользователей телефоном (традиционная и мобильная связь) на 1000 населения, 2005

329,2

577,7

885,8

1320,7

10. Доступ к улучшенной питьевой воде, % населения, 2004

72,7

82

90,6

99,2

11. Доступ к улучшенной санитарно-гигиенической инфраструктуре, % населения, 2004

53,5

61,5

77,2

97,5

12. Коррупция (по индексу восприятия коррупции, 2005 («0» самая высокая коррупция, «10» нет коррупции)

2,7

3,6

4,1

7,4

13. Политические права, индекс от Freedom House, («1» самая высокая степень свободы, «7» самая низкая), 2005

/>4,4

3,4

2,0

1,8

14. Гражданские свободы, индекс от Freedom House, («1» самая высокая степень свободы, «7» самая низкая), 2005

4,1

3,3

2,2

1,7

15. Индекс защиты окружающей среды, Pilot 2006, (100 баллов самая эффективная защита окружающей среды)

58,9

60,2

70,6

81

Источник: Economic Freedom of the World 2007, Annual Report, Frazer Institute

Как бороться с бедностью

Страна, которая создает экономическое чудо, безусловно, сокращает бедность, позволяет людям в течение одного поколения создать фундамент надежного семейного капитала. Не за счет подачек государства или международной помощи, а за счет мобилизации всех ресурсов страны. Известный экономист У. Истерли[4] подвергает сомнению общепринятую в международных делах схему помощи бедным странам. Он выступает против существующей практики оказания бедным странам международной финансовой помощи. Ее идеологом является Дж. Сакс, один из гуру нового коллективизма. К несчастью постсоветского пространства, именно этот человек давал рекомендации наивным правительствам переходных стран. Интервенционист Дж. Сакс предлагает увеличить объем дотаций и кредитов бедным странам, считая такую политику эффективной для выхода из ловушки бедности. У. Истерли доказывает, что иностранная помощь - это, по сути дела, перераспределение денег бедных налогоплательщиков из богатых стран в карманы горстки богатых людей в бедных

странах. Она не только не решает проблему бедности, но и увеличивает ненависть к Западу, который финансирует местных коррупционеров.

В современной экономике высоких скоростей, глобальных рынков и открытости очень трудно определить, какие инвестиции окажутся успешными. Планировать точки роста в Африке, Латинской Америке или Беларуси в современном динамичном мире невозможно. Поэтому, по мнению У. Истерли, бедным странам нужна экономическая свобода, в том числе в международной торговле: «Иностранная помощь создает новые возможности для самых бедных людей в мире, предоставляя им такие базовые товары и услуги, как лекарства, образование и инфраструктура, но только в том случае, если сама иностранная помощь инициирует экономическую свободу, а не распределяется в рамках коллективистской плановой модели. Даже если мы изменим характер этой помощи, мы не добьемся выполнения грандиозной цели трансформации общества с целью преодоления бедности и создания благосостояния. Только стремление самих бедных стран к экономической свободе может привести их к достижению этой цели».

Беларусь тоже получает иностранную помощь. В виде кредитов, топливно-энергетических трансфертов, идеологической и информационной поддержки. Отсутствие демократии, всеохватывающая коррумпированность и даже высокие налоги не останавливают отдельных западных бизнесменов. Российские деньги помогают поддерживать определенный уровень дохода, но на старой производственной базе, в рамках пятилетних планов и при сохранении суверенитета добиться решительного рывка вперед невозможно. Беларуси как воздух нужна экономическая свобода. Она - единственная, апробированная основа экономического чуда.

Кто бы в начале 90-х гг. мог подумать, что взгляды Дж. Сакса, который моделировал переход от плана к рынку для многих стран, во многом совпадут с подходами белорусского правительства начала XXI в. Это как раз тот случай, когда нужно выбросить в корзину советы гарвардского эксперта. Он, как и многие политики Беларуси и нашего региона, продолжает жить в мире красивых, но утопических теоретических моделей. Они игнорируют Бога, человека и большой объем фактов, часть которых так красноречиво описали экономисты не только США и Канады, но и около 70 научно-исследовательских организаций со всего мира.

<< | >>
Источник: Ярослав Романчук. В ПОИСКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА. 2008

Еще по теме Шесть мифов о капитализме:

  1. «Помощь» — орудие неоколониализма
  2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕОЛИБЕРАЛИЗМА
  3. 8.2. Проблемы трансформации капитализма
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. Валютная дипломатия. «Свободное плавание» или интервенция?
  6. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ БУРЖУАЗНЫЕ ВЫМЫСЛЫ ОБ ОСЛАБЛЕНИИ РОЛИ МОНОПОЛИЙ
  7. Шесть мифов о капитализме
  8. Джеймс Хилл и трансконтинентальная железная дорога
  9. Социоинженерная деятельность: сущность, организация, место в ней социального прогноза
  10. 4.2. Проблемы и перспективы диверсификации российской экономики
  11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  12. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
  13. Глава 11 Плата за цивилизацию
  14. Борьба религии денег с социализмом и возникновение общества изобилия
  15. 10.1. Социология социальные движения, источники социального напряжения; социальные конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества, возможные альтернативы его развития в будущем; методология и методы социологического исследования
  16. Информация и информационные потоки, их применение в стратегическом управлении